Звоните нам:

(8212) 24-31-31
г. Сыктывкар,
ул. Оплеснина, д. 23

2

volonter

Создание музея Горницы

Проект реализовывался с 2010 года по 2011 год. Данный опыт работы был представлен впервые в детском саду на педагогическом совете в 2001 году, методическом объединении города в 2003 году, общегородском совещании заведующих в 2005 году.

Родители воспитанников детского сада неоднократно участвовали в городской акции «Моя родословная», проводимой Управлением дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» с материалом, собранным совместно с руководителем проекта «Посиделки в Горнице» и при этом получали различные награды и грамоты.

На посиделках в «Горнице» проводились встречи нескольких поколений семьи воспитанника с детьми подготовительной группы и знакомство детей с приглашенной семьей, их традициями, обычаями, родословной семьи. Хозяином «Горницы» являлся ребенок, который рассказывал о своих родителях, своей семье и знаменитых предках, что является очень важной частью сценария встречи. Ритуальная часть сценария - встреча родителей хозяина  хлебом-солью и приглашением всех к столу.

Родители и прародители хозяина «Горницы» дополняют рассказ  о своих семейных традициях, своих хобби, увлечениях, о реликвиях семьи, о генеалогическом древе. Хозяева «Горницы» (ребенок и его родители) оставляют для будущего музея подарок, изготовленный своими руками, со своей историей.

Вот примеры «Посиделок в Горнице»:

1

Посиделки в кругу семьи Ильи Исакова, 2005 г.

На протяжении 10 лет на посиделках в «Горнице» проведено 16 встреч, приняло участие 18 семей с их различными судьбами, традициями, историей. Был накоплен богатый материал: подарки семей, семейные реликвии, старинные фотографии семей, предметы быта, памятные сувениры, изделия сделанные руками бабушек и дедушек, прадедов, часть семей представила генеалогическое древо. Создана программа «Горница».

Особые семейные реликвии, старинные фотографии семей, предметов быта, имеющих большую семейную ценность, медали, ордена, которые не могли быть подарком, а только демонстрировались на «Горнице», были сфотографированы и помещены в особый альбом, который мы планировали хранить в музее.

Весь накопленный материал необходимо было хранить, размещать для показа и использовать для работы с детьми, поэтому решили создать музей в помещении ДОУ. Был разработан проект «Создания музея «Горницы».

Для реализации данного проекта  необходимы были вложения. В 2010 году мы с проектом «Создания музея Горницы» участвовали в конкурсе проектов на присуждение муниципального гранда муниципальным дошкольным учреждениям, в номинации «Возрождение и популяризация национальных и культурных традиций», осуществляющим свою деятельность на территории МО ГО «Сыктывкар», проводимым общественной организацией «Женщины города Сыктывкара». В конкурсе наш проект занял 1 место и мы получили денежный приз 15 тысяч рублей.

Следующим было участие в конкурсе проектов на присуждение гранда муниципалитетам, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Коми, проводимым общественной организацией «Женщины города Сыктывкара», где так же наш проект занял 1 место среди 8 муниципалитетов и мы получили свидетельство на публичную аккредитацию и софинансирование общественной организацией «Союз женщины Республики Коми».

2

Для реализации проекта заведующей ДОУ было выделено помещение после косметического ремонта размером 5-6 кв. м, которое соответствует санитарным, эстетическим требованиям и может вмещать группу детей с родителями для мероприятий.

Оформление музея осуществлялось коллективом единомышленников:

  • заведующей ДОУ Кузнецовой Н.А., которая выделила помещение и приобрела оборудование и музейные экспонаты для музея на средства от участия в конкурсе по защите проектов;
  • музыкальным руководителем Соловей Л.В., которая на протяжении 10 лет проводила посиделки в «Горнице», накопила, обобщила и бережно хранила все реликвии на протяжении 10 лет;
  • старшим воспитателем Соболь Л.В., воспитателем Яковинич В.Н., кастеляншей Сорвачевой О.Н., воспитателем Иевлевой Н.Н., педагогом-психологом Матвейко Н.И.

Создание музея «Горницы», оформленного в народном стиле. 

В интерьере использованы предметы быта (шали, домотканые половики, шторы, сшитые из подаренных вышитых полотенец). В музее есть место для воспитанников- лавки, мягкий диван, кресло, стол для принятия гостей.

3

При расположении материала в музее мы руководствовались тем, что необходимо было в оформлении отразить как предшествующую работу на «Посиделках в Горнице», так и работу над созданием музея.

Поэтому на одной из стен мы расположили в рамках материалы о семьях, участвующих на «Посиделках в Горнице» и материалы о создании музея.

4 5

В музее проведена систематизация материалов: составлен каталог методических пособий и материалов, предметов располагающихся в музее, материалов о семьях - участниках «Горницы», видео- и аудиоматериалов, альбом семейных реликвий.

6 7

Отдельно выставлена передвижная экспозиция старинной мужской и женской одежды начала 20 века.

Так же в музее мы разместили план мероприятий с родителями, детьми, другими организациями.

Таким образом, музей стал педагогической средой, ориентированной на сохранение традиционных, культурных ценностей семьи и реализации нравственного воспитания.

8 9

Мы осуществляем работу музея «Горницы» в следующих направлениях:

1. Работа с  детьми:

  • Знакомство с экспонатами музея;
  • Организация ролевых игр с эмоциональным включением ребенка в образы старшего поколения (играя, примеряют одежду) с использованием экспонатов музея, с демонстрацией сценок быта;
  • организация экскурсий и встреч в музее «Горницы» с детьми и родителями;

2. Работа с семьей:

  • Работа с семьей по организации «Посиделок в Горнице» и тематических встреч со старшим поколением;
  • Организация связей с домашним музеем с семьей участников посиделок (выход домой с детьми);

 3. Методическая работа:

  • Пополнение музея за счет новых сведений об истории семьи, предметов старины и изделий, изготовленных участниками посиделок «Горницы»;
  • Презентация музея (ролик, реклама, буклеты, встречи в музее). Произошла презентация музея перед родителями средней и подготовительной группы. Родители услышали рассказ заведующей об истории посиделок в «Горнице», о создании музея.
  • Распространение опыта работы с семьей и работы музея на город (разработка методичек, освещение в печати, приглашение специалистов и др.).

Начиная со 2-младшей группы, воспитанники посещают музей 1 раз месяц. В музее воспитанники имеют возможность прикоснуться к экспонатам, узнать его историю, поиграть и быть в роли «хозяина», «хозяйки», «невесты» и т.д.

Знакомство с экспонатами происходит в следующих формах:

1. Беседы воспитателей по темам: «История музея», «Одежда» («Откуда пришел сарафан», «Бабушкино рукоделие», «Бабушкин сундук», «Обряды» и т.д.), «Предметы быта» («Не красна изба углами, а красна пирогами», «Хлебосольство (правила гостеприимства)», «Ремесла» («Вышивка», «Резьба по дереву», «Плетение ковриков»).

10

Значимость бесед в музее по данным темам состоит в том, что воспитанники узнают историю создания музея, историю вещей, имеют возможность окунуться в атмосферу музея, узнать назначение каждой вещи, прикоснутся к экспонатам, услышать рассказ о правилах гостеприимства, своими руками  изготовить коврик, познакомиться со старинными ремеслами, попробовать вышить платочек.

11

2. Одной из ярких форм работы является «Встреча гостя»:

На встречу приглашаются родители, бывшие участники «Горницы» и родители будущих участников «Горницы».

Темы встреч следующие: «Встреча с музейным работником», «История одной книги (о книге подаренной «Горнице» в 2004 году)», «Родословная семьи», «История одной польки (о польке, разученной в блокадном Ленинграде бабушкой воспитанницы)», «История рождения балалайки (о балалайке, изготовленной дедушкой воспитанника)» и т.д.

 

12 13

На встречах с гостем дети узнают традиции семьи, генеалогическое древо семей, с играми, песнями, танцами бабушек и дедушек. Это важно, так как дети получают запоминающие яркие впечатления из первых рук.

Совместная деятельность с гостем «Горницы» несет высокий эмоциональный заряд и надолго оставляет неизгладимые впечатления. Воспитывает бережное отношение к вещам, формирует гуманные чувства ребенка.

3. Одним из ярких мгновений для детей является ролевая игра по темам: «Семья», «В гости к бабушке», «Выходила девка замуж», «Экскурсовод», «Я в музее», «Путешествие в прошлое» и т.д.

Во время ролевых игр воспитанники учатся старинным играм, обрядам, узнают о профессиях, наряжаются в старинные одежды (сарафан, рубашку, шали) для погружения в атмосферу прошлого, игры, обряда. Игры повышают самооценку ребенка, дают знания о своих силах и возможностях пробы себя в разных ролях. Формируется понимание необходимости труда в жизни людей и уважения к нему, воспитывается бережные, уважительные взаимоотношения.

Для нас очень значимыми оказались вопросы детей. Воспитанников интересовало из чего изготовлена та или иная одежда, как ее изготавливали, почему хранили старинные вещи, интересовались обрядами, сопровождающимися в праздничных гуляньях и т.д.

Наш музей тесно сотрудничает с домашними музеями родителей. По результатам анкетирования у 23 % семей есть домашний музей; проведен  конкурс домашних музеев (описательные рассказы о домашнем музее), встречи с хранителями домашних музеев.

Ведется распространение опыта работы с семьей и работы музея на город:  издана программа работы «Горницы»; разработаны проект «Создания музея Горницы»; положение о музее; конспекты мероприятий, проводимых в музее;  методические рекомендации для воспитателей по проведению образовательной деятельности с детьми.

В целом оценивая результаты работы музея «Горницы» мы отмечаем, что у нас появилась возможность организации встреч на любом уровне; увеличить количество семей, участников посиделок музея «Горницы»; продолжать накапливать материал участников о прошлых событиях жизни старшего поколения (истории рода, культурных традиций и др.); разрабатывать методические материалы мероприятий; пополнять музей «Горницы» новыми экспонатами.

Мы планируем распространить наш опыт среди работников дошкольных учреждений г.Сыктывкара, в журнале «Дошкольное воспитание», в средствах массовой информации, создать программу музея «Горницы».